andreygeo (andreygeo) wrote,
andreygeo
andreygeo

Образовательные инициативы сообщества GIS-Lab

На встрече сообщества GIS-Lab, состоявшейся 26 января был принят ряд решений, которые призваны способствовать более динамичному и упорядоченному развитию.
Был создан "Совет", куда вошли люди, взявшие на себя обязательства по курированию орагнизационных задач.
Помимо жизненно важных задач, которые поддерживают GIS-Lab в том виде, к которому многие привыкли, появились инициативные предложения. Так, одним из предложений стало развитие направления "Образовательные инициативы". Т.к. я сам это предложил, значит мне и расхлёбывать.
Профессиональный профиль доступен на LinkedIn.
Если вкратце, то:
в 2004 году закончил геофак МПГУ, 
с 2002 года в Институте Географии РАН со статусом участника многих экспедиций и исполнителя проектов, о которых написано всё тут: paleogeo.org
с 2003 года вступил на образовательные рельсы. Сначала был Лицей Информационных технологий, № 1533 (2003-2007), потом и параллельно геофак МПГУ, кафедра физ гео (2004-2006), а последние несколько лет факультет Высшая школа бизнеса МГУ (с 2011 года).
с 2008 года работаю в компании Ракурс, именно мы разработчики российской цифровой фотограмметрической системы PHOTOMOD. Обращайтесь :)
с 2010 года зарегистрирован на GIS-Lab, наверное, это было связано с первым сообщением. О Сообществе знал со студенческих лет.
Женат :) 

Что я всё о себе! Пора к GIS-Lab переходить. В организационных задачах обозначил следующие пункты, которые сейчас буду обосновывать:
  1. Поддержание и развитие тем на форуме GIS-Lab, связанных с ГИС-образованием
  2. Курирование секции ОГИС в образовании в рамках оффлайн активности
  3. Взаимодействие с научно-образовательными организациями
  4. Отслеживание образовательных конференций около ГИС тематики, участие или делегирование участников от лица GIS-Lab
  5. Создание базы данных преподавателей, использующих ГИС/ОГИС, применяемые ими методики, ПО, учебники
1. Поддержание и развитие тем на форуме GIS-Lab, связанных с ГИС-образованием. Ативно тема ОГИС в образовании поднялась во время проведения конференции "ОГИС". Секция, посвященная образованию с использованием открытых систем прошла на ура, а дискуссия чуть не закончилась потасовкой  была жаркой. Вопросы ОГИС в образовании поднимались в некоторых темах форума, в основном связанных с поиском учебников, методик, ПО. Не могу сказать, что это сотни сообщений, но они есть. Вопросы задают и студенты, которые просят помочь с дипломом, и преподаватели, которые ищут данные или ПО. Отдельной образовательной ветки на форуме нет, этот вопрос я бы хотел вынести на обсуждение Совета.
Зачем нужна отдельная ветка: в первую очередь, надо где-то отчитываться, а самое популярное место GIS-Lab, это всё ж таки форум. Надо где-то публиковать текущие образовательные инициативы, календари, списки, документы, ссылки и т.п. Думаю, что с каждым месяцем/годом информации будет накапливаться всё больше, учитывая достаточное количество преподавателей - активных участников Сообщества.

2. Курирование секции ОГИС в образовании в рамках оффлайн активности. GIS-Lab это не только сетевой форум и библиотека полезных знаний. Сообщество регулярно проводит научно-образовательные семинары, а в 2012 году замахнулось аж на собственную конференцию, прошедшую на ура. В тесном взаимодействии с Дмитрием Барышниковым остараемся наладить проведение регулярных образовательных лекций/семинаров/встреч по темам близким к ГИС. Тут мы постараемся задействовать свои собственные связи и имеющиеся лекционные площадки по типу Polit.ru, ПостНаука, TED, вузы, сообщества. Их основная цель - рассказать о продуктах, принципах, свойствах тех или иных геоинформационных технологий с шутками и прибаутками на простом языке. Аудитория - студенты, может быть школьники, а также состоявшиеся профи. Как мы это будем воплощать в жизнь? С помощью ваших идей и предложений!    

3. Взаимодействие с научно-образовательными организациями. Существует достаточно большое количество как официальных организаций (РГО, Ассоциация учителей географии, ГИС-Ассоциация и др.), так и социальных сообществ, информирование которых о деятельности GIS-Lab полезно. Важным является тесная работа со студентами, которые часто обращаются на форум с призывом: "помогите", "о чем писать", "я бы хотел" и т.п. Часто, эти невинные создания получают строгий выговор от нас с вами, это не правильно. Должны быть обозначены "легкие" темы и расписан процесс познания ГИС для новичков. Также необходимо предложить перечни спецкурсов и курируемых тем, которые могут взять на себя участники GIS-Lab. Другое направление работы с образовательным сообществом отражено в следующем пункте. 

4 Отслеживание образовательных конференций около ГИС тематики, участие или делегирование участников от лица GIS-Lab. частие в образовательных конференция - мощный инструмент раскрутки деятельности GIS-Lab. Ежегодно многими образовательными учреждениями проводятся бесплатные внутривузовские конференции, у которых часто встречается статус Всероссийских, например: Герценовские чтения, Ленинские, Ломоносовские. Участники GIS-Lab могут заявляться для участия с типовыми презентациями, которые рассказывают о деятельности Сообщества. Это, кстати, полезно аспирантам и студентам с практической стороны. Естественно, такие типовые презентации могут подгоняться под определенную тематику. Создаваться эти презентации будут сообща Планирую собрать календарик всех подходящих конференций и делегировать туда участников, если не смогут сам доехать.

5
Создание базы данных преподавателей, использующих ГИС/ОГИС, применяемые ими методики, ПО, учебники. Попытка начать создавать такую базу данных уже ведётся. Сейчас в ней 5 человек. Не густо. Отчасти, связываю низкую активность как с плохой информированностью самих преподавателей о наличии GIS-Lab, так и с тем, что изначально было заявлено тольк использование ОГИС.

Зачем нужна такая база и в чем вообще смысл развития образовательных инициатив на GIS-Lab.  
Я приверженец следующих выводов:
1. ГИС - это не только удел географов и картографов.  
2. Развитие ГИС в стране напрямую связано с тем количеством людей, которые имеют представление о данных технологиях.
3. ОГИС и доступность геопространственных данных напрямую связаны с общим развитием ГИС.

Исходя из этого, ключевым становится развитие ГИС-образования для всех сфер экономики и всех ступеней обучения.
Уже сейчас школьникам должны объяснять что такое ГИС, но сами учителя географии не знают о них. Многие ГИСоёмкие (какое хорошее слово :) ) специальности не имеют в своих учебных планах необходимых часов, на что жалуются многие отраслевики (лесники, например). Да и как бы не радовались коммерческие продавцы и внедренцы ГИС росту своих доходов, но этот рост мог бы быть гораздо больше, а запросы гораздо качественнее, если бы уровень ГИС-образования был выше. Таким образом, в развитии ГИС-образования заинтересованы образовательные, государственные и коммерческие структуры, представители которых присутствуют на GIS-Lab.

Развитие "Образовательных инициатив" на GIS-Lab должно привести к формированию нового сообщества профессиональных ГИС-педагогов, которое в своё время сформировал Комитет по ГИС-образованию ГИС-Ассоциации. Этот Комитет уже давно не ведет активную деятельность, но его отдельные члены принимают участие в написании образовательных стандартов (ФГОСы) и программ по географии, картографии, геодезии, природопользованию.
В моём представлении, GIS-Lab сообщество должно иметь в будущем полное право принимать участие в создании образовательных стандартов и программ, но это право сначала нужно заработать.

Жду ваши комментарии. 
Спасибо!
Tags: gis-lab, ГИС, ГИС в образовании, ОГИС
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 15 comments